г. Ясногорск, ул. П.Добрынина, д.5 г. Москва, ул. Ибрагимова, д. 31к3 Email: marketing@cps-metalloobrabotka.ru

Червячная механическая передача: специфика функционирования

11 января 2021 г.
Червячная механическая передача: специфика функционирования

Передача, в которой основную механическую функцию выполняют двигающиеся звенья - червяк и червячное колесо, называется червячной. В совокупности они представляются собой кинематическую пару зубчато-винтового типа. В союзе с еще одним звеном формируют кинематические пары вращательного типа.

Преимущества этого типа передач в сравнительно небольшом размере изделия и его легком весе. Они отличаются пониженными шумовыми и вибрационными характеристиками. Механическая передача червячного типа позволяет получать внушительные передаточные числа внутри одной ступени. Гарантируют точность движений при повышенной мягкости перемещений. Исключена работа в обратном направлении.

У этой конструкции есть свои недостатки. В основном они вызваны с повышенной интенсивностью скольжения червячных витков по зубьям колеса и существенными силами осей, воздействующих на валы передачи.

Они имеют пониженный срок эксплуатации из-за повышенного износа. При работе звенья обеспечивают повышенную теплоотдачу. Коэффициент полезного действия низкий. Отрицательная черта этого типа передач в том, что они регулярно заедают.

Разновидности червячных передач

Они отличаются по:

  • расположению вала колеса, числу заходов червяка; тому,как червяк и колесо расположены друг к другу; по направлению линии витка, а также форме делящей поверхности червяка и рабочей поверхности витка.

Различают червяки с одним заходом. Они получили данное наименование потому, что имеют единственный гребень, идущий по винтовой линии. Линия в свою очередь накладывается на цилиндр. Заходов может быть два, три, четыре или больше. В зависимости от их числа определяется и количество гребней.

Передача может быть левой или правой с учетом направления линии витка. Когда червяк движется "от объекта", иными словами как бы ввинчивается в атмосферу при следовании по часовой стрелке — это правая линия. В случаях, когда он перемещается "к смотрящему", как бы на него, при аналогичном алгоритме действий — левая.

Червяк может располагаться сбоку от колеса, а также снизу или над ним.

  • форме делящей поверхности различается глобоидный и цилиндрический червяк. При первом варианте основа поверхности – дуга окружности, которая идентична окружности делящей поверхности колеса, а во втором основой выступает прямая линия.
  • по форме боковой поверхности червячного витка различают три вида. Боковая поверхность к конволютного червяка очерчена прямой линией в нормальном к направлению витков сечении, у архимедова — такой же линией в продольно-диаметральном сечении, а у эвольвентного поверхность витков очерчена эвольвентой. Эта форма оказывает незначительное влияние на работоспособность передачи и характеризует преимущественно выбранную изготовителем технологию производства.

Положение вала колеса в пространстве может быть вертикальным или горизонтальным.

Планетарная передача: алгоритм работы

Передача, работающая благодаря взаимодействию колес с зубцами и движущихся геометрических осей, называется планетарной. Зубчатые колеса являются сателлитами. Если ось колеса совпадает с общей осью передачи – это центральное колесо. При наличии у него зубьев, которые идут по внешней части обода, это солнечная шестерня. Другое колесо- с зубьями по внутренней стороне обода, с помощью которых оно взаимодействует с сателлитами, - эпициклическое.

Еще один составной элемент планетарной передачи — водило. Это звено, имеющее сателлиты с подвижными осями.

На кинематических схемах арабские цифры – зубчатые колеса, латинские буквы «H» или «h» обозначают водило.

Плюсы и минусы

К отрицательным характеристикам планетарных передач относят существенное падение коэффициента полезного действия, если передаточное число высокое. Кроме того, при их производстве необходимо сверхточное изготовление из-за «лишних» сателлитов.

В числе преимуществ — высокий КПД при умеренно больших передаточных числах, оперативность переключения передач и пониженные размеры трансмиссии. Такие передачи считаются надежными благодаря тому что они продолжают выполнять свой функционал даже при потере зубьев. На основных валах нет поперечной нагрузки. Передаточное число можно менять без вывода зубчатых колес из зацепления и вал мотора можно отсоединять от коробки передач при использовании фрикционов.

Классификация планетарных передач

Планетарные ряды бывают двух классов. Их различают с учетом знака внутреннего передаточного отношения, которое определяется при остановке водила.

  • Класс No1. Ряда с положительным внутренним отношением.
  • Класс No2. Ряды с отрицательным внутренним отношением.

В случаях, когда планетарные ряды крутятся в едином направлении, внутреннее передаточное отношение положительное, в ином случае — отрицательное.

Все новости
женщина
Если у Вас остались вопросы или Вы хотите сделать заявку, то заполните форму ниже и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку «Отправить» я подтверждаю своё согласие на обработку персональных данных
^